Первое слово - долгожданный момент для малыша и всех, кто рядом.
Что для этого надо сделать? Почему не говорит? Каковы нормы? Мальчики говорят позже? После 3х заговорит? Говорит много, а с остальными навыками сложности?
В настоящее время нормы развития речи у ребенка – понятие условное, несмотря на наличие разнообразных таблиц с “нормативами” в каждом возрастном периоде. Становление этого навыка может происходить разными путями.
Важно помнить, что по данным многочисленных исследований неврологии, психологии, логопедии, онтолингвистики (науки, изучающей детскую речь), речь неразрывно связана с формированием внимания, памяти, мышления и воображения.
Ниже приводим ссылки на обзорные ресурсы с нормами по возрастам и бесплатные сайты логопедов, где можно прочитать методики и практические рекомендации. Далее книги, доступные в электронном формате или как пособия для занятий с малышами.
https://logopediacentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/normy-rechevogo-razvitiya-u-detej
https://logopedprofiportal.ru/blog/521791
https://www.ted.com/talks/patricia_kuhl_the_linguistic_genius_of_babies?language=ru#t-4367
Спикер делится поразительными результатами исследований того, как младенцы изучают языки - слушая окружающих их людей и "собирая статистику" звуков, которые им надо выучить. В частности, какова разница между аудио-, теле- и “живым” обучением языку.
https://medium.com/family-records
Когда ребенок должен начать говорить? И что родители могут сделать, чтобы ускорить его развитие? Как билингвизм помогает детям посмотреть на мир шире и с какого возраста лучше учить второй язык? На все эти вопросы онтолингвистики отвечает.
Екатерина Протасова - доктор педагогических наук, доцент Хельсинского университета.
Сизова О.Б.“О самых распространенных ошибках логопедов при коррекции алалии”
В статье обобщен опыт более чем 20-летней практической работы с детьми и результаты обсуждений с коллегами-логопедами наиболее сложных аспектов коррекции алалии. Цель - выявление наиболее распространенных неэффективных подходов. По результатам предложены разработанные автором альтернативные пути преодоления указанных особенностей речевого развития.
Сизова Ольга Борисовна - кандидат филологических наук, учитель-логопед. Место работы: Институт лингвистических исследований Российской академии наук.
http://rodnaya-tropinka.ru/razvitie-rechi-rebenka
Автор сайта – кандидат педагогических наук, педагог-практик Валасина Ася. Подборки по комплексам артикуляционной гимнастики, стихи и потешки, речевые игры и упражнения, презентации и картинки, видео для занятий с детьми.
От автора: “В своих статьях на сайте «Родная тропинка» я хочу дать своих читателям доступным простым и интересным языком научные представления о развитии малышей и предупредить возможные ошибки — т.к. слишком много в сети мифов об обучении детей, да и просто грубых ошибок, основанных на некомпетентности авторов, чаще всего копирайтеров или рерайтеров, а не специалистов.
Я хочу, чтобы каждая семья независимо от места проживания и уровня доходов могла получить качественную профессиональную помощь в развитии и обучении своего ребенка, могла развивать способности своих малышей с радостью и вдохновением, получая хорошие результаты.”
Большой сборник статей и материалов. Подходы к обучению детей, игры, развивающие фантазию. Важные правила общения с ребенком, проблемы. Специально для родителей — методические пособия и литература по воспитанию крох, стихи и потешки для детей, развивающие книжки, книги по логопедии. Плюсы - на любой вопрос есть материалы, минусы - устаревшее оформление сайта.
https://www.litres.ru/elena-yanushko/pomogite-malyshu-zagovorit-razvitie-rechi-detey-1-3-let-9990753
Автор - ведущий специалист-практик Елена Янушко. Подробное описание упражнений и игр для малышей от 1 года до 3-х лет, которые помогут заговорить правильными полными фразами + множество советов по преодолению логопедических проблем в раннем возрасте. Книга содержит теорию по развитию малышей, в том числе описание сюжетных, пальчиковых игр и многое другое, что вызывает эмоциональный отклик и задействует центры ответственные за речевое развитие.
https://www.ozon.ru/context/detail/id/5189744
Авторская методика успешно проверена на детях и популярна в российских дошкольных учреждениях. Издание является лауреатом конкурса "Федеральная программа "Лучшее детям" 2008 и 2009 годов, имеет специальный "знак качества".
Пособие содержит комплексную систему занятий по формированию правильной речи у детей от 1,5 до 3 лет. Последовательно выполняя упражнения, вы поможете малышу перейти от понимания речи к произнесению сначала отдельных звуков и слов, а затем целых фраз и коротких предложений, а также сможете выявить и устранить возможное речевое отставание. В альбоме собраны разнообразные развивающие материалы (ситуативные картинки, пальчиковые игры, логопедические игры с язычком, игровые зарядки и многое другое).
https://www.ozon.ru/context/detail/id/142016905
Нина Некрасова – педагог-методист с более чем тридцатилетним стажем работы с детьми всех возрастов, журналист. Заряна Некрасова – журналист, педагог. Дочь Нины Некрасовой. Постоянные авторы журналов "Счастливые родители", "Мой ребенок", "Домашний Очаг", ELLE, Женское здоровье" и др.
В книге о двух крайностях развития речи ребенка:
1-я часть - о молчунах: «Как малыша научить говорить». 4 ошибки родителей, исправив которые вы легко поможете малышу своевременно заговорить.
2-я часть - о “говорилках”: когда так старательно стимулируют развитие речи ребенка, что другие познавательные процессы - мышление, восприятие, внимание - в своем развитии отстают. 12 приемов и способов профилактики вербализма (говорливости).
В книге - множество развивающих игр и веселых заданий, творческих практикумов и тестов. Все это поможет вам не только исправить ошибки, но, главное, разобравшись в истоках проблем, заранее определиться - выбрать верную тактику в период развития речи ребенка от 1 года до 3 лет и от 3 до 6 лет.
https://www.ozon.ru/context/detail/id/19623468
Ефимов О. В. – детский невролог, врач функциональной диагностики; Ефимова В. Л – логопед, кандидат педагогических наук. Супруги, руководители детской неврологической клиники «Прогноз» http://prognozmed.ru.
Ваш ребенок с нарушениями речи долго ходил к логопеду безо всякого результата? Хотите узнать почему? Впервые вы увидите проблемы детской речи сразу с двух сторон: глазами невролога и глазами логопеда. Представлена актуальная информация о заблуждениях и мифах в развитии детской речи. Книга написана доступным языком, подойдет как специалистам, так и родителям для понимания своего ребенка.